Диалоговая среда как система влияний, условий и возможностей для развития учащихся и учителей

  Диалоговая среда как система влияний, условий и возможностей для развития учащихся и учителей

С самого рождения человек исследует, познает и завоевывает мир. И приходящий в школу  ребенок уже имеет собственный опыт познания окружающего его мира, людей и вещей.

В школе обучение строится таким образом, что учителя мало опираются, либо совсем не учитывают тот опыт, который уже имеется у детей. Поэтому получаемые знания оторваны от жизни ребенка и никак не связаны с тем миром, в котором он находится. Но ведь задача школы не просто наполнить ребенка знаниями, а сделать так, чтобы эти знания стали действенными и могли бы применяться им в жизни. А знания становятся действенными в том случае, когда они личностно значимы для ребенка, когда они им проживаются, когда изучение чего-либо воспринимается обучающимся как средство, помогающее понять этот мир, мир вещей и людей, средство понимания себя, смысла и предназначения собственной жизни.

А это одно из условий гуманитаризации образования.

Известно, что обучение строится по трем типам: “ответ-ответ”, “вопрос-ответ”, и “вопрос-вопрос”. Наиболее соответствует задачам гуманитаризации образования обучение по типу “вопрос-вопрос”. Его основы разработаны Л. С. Выгодским.

Начинается оно с постановки учащимися вопросов о мире, с выявления тех вопросов, на которые могло бы опираться содержание изучаемой темы, раздела. Такое обучение ориентировано на поиск ответов, стремление понять движение к ответу, понять сами ответы, содержащиеся в учебном материале. Но поиск ответов на вопросы, которые стоят перед человеком и человечеством, невозможны без использования диалоговых форм общения с учащимися.

Древнегреческий философ Сократ использовал диалог как способ отыскания истины. Учитель постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. В результате такой беседы (диалога, дискуссии) полученные знания были эмоционально окрашены, а значит, более действенны по отношению к заученным понятиям, правилам или каким-либо способам действия.

В настоящее время диалогический подход является гуманистическим принципом личностно-ориентированных дидактических концепций.

Гуманитаризация образования – это и признание ценности жизненного опыта учащихся, допущение их мнения, их точки зрения как равноправной с точкой зрения учителя, автора учебника, причем признание не на словах, а на деле.

Это предоставление учащемуся возможности развивать свою точку зрения, сопоставлять ее с принятой в учебнике, обосновывать причины ее появления и обосновывать ее важность. Это возможно, если использовать на уроках диалоговые формы работы.

Под диалогом понимается определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления и самообразования личности в условиях множественности культур.

Наши учителя работают по учебникам в рамках эксперимента «Организация образовательного процесса на базе учебного комплекса «Школа – 2000…» В основу его положены личностно-ориентированные принципы: – ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;

– учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
–  учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:

– ребенок учится только через действие;

– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

– ребенок осваивает мир в целостном восприятии;

– ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;

– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;

– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Исходя из этих принципов, мы, организуя процесс обучения, проводим личностно ориентированные уроки. Каждый ученик должен научиться составлять план действий, осуществлять его, уметь перебирать различные варианты решений, уметь строго подчиняться заданным правилам, уметь организовывать поиск необходимой информации. Поэтому, начальный этап любого урока – это составление плана. Причем учащимся, по ходу работы, предоставляется возможность внести изменения в планирование.

Следующий этап урока – актуализация знаний детей, необходимых для изучения нового материала, выработка навыка истолкования своего опыта. После этого ставится проблемный вопрос или создается проблемная ситуация (это может быть игровая ситуация, помощь героям любимых произведений, иллюстрации на различные темы, загадка, ребус песни и др.). Есть два варианта «открытия» детьми нового знания:
– объяснение учителем в процессе беседы с учениками с опорой на предыдущие знания, решение учащимися практических и теоретических задач;
– короткое объяснение учителя (введение в проблему), самостоятельная работа с учебником, решение практических и теоретических задач.

Итак, учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, подводит итог, научно «окультуривает».

Следующий, очень важный этап урока, научить ребенка применять полученные знания, те или иные правила, законы. Учащиеся выполняют тренировочные задания, их число должно быть больше, чем можно решить на уроке (задания предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка создается «ситуация успеха – я могу, у меня получается, я выберу задания сложней».

На таких уроках учителя применяют различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Мы ее используем с 1 класса, но делаем это постепенно и последовательно. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей: сильные стали добрее, внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу.

Развитие коммуникативной компетентности у обучающихся

 Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе? Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения  одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

· определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;

· применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;

· выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

 Я понимаю коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

· содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

· все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

· более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

   В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.

   У выпускников должны быть сформированы:

· Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем).

· Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий).

· Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов).

· Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).

· Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).

   Опыт показывает, что подросток не умеет согласовывать свои действия, решения и амбиции с групповой задачей, с достижениями других людей и их мнениями. У подростка отсутствует: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника; 3) умение эмоционально сопереживать; 4) умение решать конфликтные ситуации. У подростка отсутствует знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

   В школе часто у учащихся возникают  проблемы, которые указывают на то, что дети:

· не способны самостоятельно решать конфликты, но при этом не обращаются за помощью к взрослым;

· не могут сделать самостоятельный выбор;

· не умеют отстаивать свою точку зрения;

А поскольку главным критерием успешного обучения ребенка, на мой взгляд, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности, то потребовалось создание системы специальных педагогических мер по формированию коммуникативных компетентностей. Мною были поставлены следующие задачи:

1. организовать личностное коммуникативное пространство учащихся.

2. помогать учащимся овладеть различными социальными ролями: организатор, участника общения.

3. воспитывать коммуникативную инициативность (т.е. способность владеть инициативой в общении).

4. развивать творческую активность учащихся.

 Наиболее точно решению этих задач могут помочь технологии ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, т.к. именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции.

Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт.

Еще одна технология, приемы которой использую на своих уроках технология критического мышления. С помощью этой технологии школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения.

Использование приемов этой технологии способствует развитию способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта).

Умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные источники, позволяет учащимся успешно выступать на предметных олимпиадах, задания которых предполагают владение данными навыками.

Технология учебной деловой игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений.

Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру.

Сочетание разнообразных приемов современных технологий личностно ориентированного обучения, их систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию. И как следствие формирования коммуникативной компетентности у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний, что видно из получаемых результатов.

 

Коммуникативно-диалоговые технологии


Цель: развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики и эристики.


Основные виды: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.


Дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, спор) - характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.

Подходы к ведению спора-дискуссии: эвристический, логический, софический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический.


На основе анализа основных средств риторики и эристики были разработаны опорно-логические схемы по организации таких коммуникативно-диалоговых форм как интеллектуальный бой, дискуссии, обозначены методы и приемы, виды аргументов и вопросов полемиста.

Рассмотрим методику организации наиболее интересных видов коммуникативно-диалоговых технологий.


«Техника аквариума» - разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Её процедура выглядит таким образом:

1.             Постановка проблемы ведущим.

2.             Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.

3.             Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории.

4.             Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.

5.             Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.

6.             Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам.

7.             Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.

8.             Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших.

«Турнир ораторов» - обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.

Выбираются из аудитории два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Остальные – члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий – оценка нескольких членов жюри.

«Интеллектуальная дуэль» - форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория – секунданты, которые оценивают качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность). Методом голосования определяется победитель.

«Волшебный стул» - социально-психологическая форма групповой деятельности, которая позволяет развивать у студентов интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, присутствующие поочередно произносят вслух все положительные стороны личности (внешние и внутренние качества, черты характера). Данная форма работы позволяет взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции; стимулирует говорить комплементы друг другу сейчас и теперь; развивает эмпатию; изменяет положение в группе; переориентирует внимание студентов с «недостатков» на «достоинства» сидящего на стуле; желание сказать ему ободряющее и возвышающее его как личность. Не следует бояться пауз, тишины, когда студенты молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отличая, что необходимо то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед ними, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, улыбаясь, отвечает в ответ.

«Открытая кафедра» - один из способов вывести студента на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью. На открытую кафедру восходит студент в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему представили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. При этом важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свою точку зрения. Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» могут стать вопросы: «Что я сказал бы, если бы….»; «……если бы я был властен изменить мир»; «…..если бы меня услышало человечество»; «……если бы все государственные деятели сидели передо мной»; «….если бы я был президентом….» и т.п. так же возможен вариант гражданского отклика на случившиеся необычайные события в общественной жизни. Участвовать в «открытой кафедре»могут и преподаватели, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы студента и не навязать им своей жизненной позиции.

«Круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности специалистов для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных». Формы круглого стола: «заседание экспертной группы»; «форум»; «симпозиум»; «дебаты»; «диспут»; «прения»; «судебное заседание».

Таким образом, коммуникативно-диалоговые технологии, применяемые в образовательном процессе, обеспечивают овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитание коммуникативной культуры и социальной мобильности в условиях мультикультурной среды.