Педагогическое мастерство учителя

Педагогическое мастерство учителя

Российское общество в течение последних 15-20 лет существует в эпоху сложных и противоречивых перемен. В процессе постоянной модернизации находится все это время и школьное образование. Всевозможные новации и реформы в образовании иногда развивают и дополняют содержание друг друга, иногда, наоборот, противоречат друг другу. В этих условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества, личности и государства.

 

Имея за плечами немалый педагогический стаж, я естественно задаюсь вопросом: какого ученика должна выпускать во взрослую жизнь современная школа? Наряду с общими задачами, которые всегда решала система образования, существуют требования времени, привносящие свои особенности в характер подготовки нынешних выпускников. Российскому обществу сегодня требуются люди, обладающие не просто хорошими знаниями, но и широким кругозором, инициативой, умеющие принимать ответственные решения, обладающие способностью к самообразованию и саморазвитию. Не менее важно формирование нравственного стержня личности, основой которого выступают вечные общечеловеческие ценности в сочетании с гражданственностью, патриотизмом, чувством сопричастности к успехам и проблемам развития родной страны. Лишь при условии соединения указанных двух компонентов наше образование сумеет справиться с миссией подготовки молодого поколения, способного обеспечить социальную стабильность и устойчивое поступательное развитие России в ближайшие десятилетия. Категория «качество» прочно вошла во все сферы жизнедеятельности общества, включая и сферу образования. Качество образования по обществознанию определяется стандартом и примерной программы в требованиях к уровню подготовки выпускников и в своей работе, я, руководствуюсь ими. В начале учебного года, я знакомлю учащихся с требованиями к уровню подготовки, вместе с ними формируем задачи выполнения данных требований. Но, за долголетнюю работу в школе, я убедился в том, что достижение высоких результатов в преподавании  обществознания невозможно без воспитания интереса к знаниям и потребности к самообразованию, без взаимопонимания и доверительных отношениях между учителем и учащимся.  Какие педагогические методы и средства используются мною в преподавании обществознания?

 

Народная мудрость гласит «Не оценивайте людей, а цените их». Ребенок, как и любой взрослый человек нуждается в понимании, доверии, поэтому, основными принципами моей педагогической деятельности является взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие. В образовательном процессе принимают участие два субъекта: учитель-ученик. Каждого ученика я рассматриваю не как объект, а как субъект образовательной деятельности.

 

В современной педагогике процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Это активные и интерактивные методы преподавания.

 

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока; учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Формулирование тем и проблем происходит в ходе совместного обсуждения учителем и учениками. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока является учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Активные методы предполагают демократический стиль взаимодействия.

 

Между активными и интерактивными методами иногда ставят знак равенства. Однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму и результат дальнейшего развития активных методов.

 

Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие, диалог учеников не только с учителем, но и друг с другом (изначальный смысл термина «интерактивность – «непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга реагируют на них»). Их отличительная черта - доминирование активности учащихся в процессе обучения. Это обучение, основанное на диалоге, взаимодействии и взаимопонимании. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Роль учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока (разрабатывает план урока, готовит интерактивные упражнения и задания, вопросы или темы для обсуждения в группах). На самом уроке педагог лишь регулирует работу учащихся - контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, даёт консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае серьёзных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации - книги, компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту - своему и своих товарищей.

 

Преподавание социально-гуманитарных дисциплин ориентировано не столько на повышение уровня информированности («багажа знаний»), сколько на формирование познавательной, информационной и комму­никативной компетентности учащихся. Компетентность — это качество человека, выражающееся в готовности и способности к продуктивной деятельности с учетом ее смысла и значимости.

 

Обязательными компонентами компетентности любого вида можно считать:

• положительную мотивацию к проявлению компетентности;

• ценностно-смысловые представления о содержании и результатах деятельности;

• знания (они лежат в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности);

• умения и опыт успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний.

 

Все это диктует необходимость обращения к методам обучения, обеспечивающим приоритет самостоятельной познавательной деятельности учащихся, требующим привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждающим учеников высказывать свое мнение, давать личностную оценку, создающим условия для свободного творческого самовыражения. Этим условиям удовлетворяют активные и интерактивные методы.

 

Приоритетными направлениями моей педагогической деятельности являются достижение современного качества образования; сохранение и укрепление здоровья обучающихся; совершенствование гражданско-патриотического и правового воспитания; повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе; создание такой модели общеобразовательного учреждения, в котором могут реализовать себя дети с разной подготовленностью, разными способностями и интересами, совершенствование педагогического мастерства. Все приемы, формы, средства моей деятельности на уроке и после, продиктованы заботой о детях и направлены на то, чтобы сделать учеников активными, заинтересованными и сознательными участниками собственного обучения и воспитания. Современных школьников стараюсь воспитывать личным примером.

 

Повышению качества знаний способствуют педагогические технологии. На своих уроках постоянно использую информационно-коммуникативные технологии, дебаты.  Считаю необходимым применение новых педагогических технологий, которые базируются на следующих принципах:

· Доверие педагогическому профессионализму учителя;

· Безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы учащихся;

· Гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;

· Комфортность ученика и учителя.

 

Качества урока зависит от многих факторов, но прежде всего от учителя, его образованности, методического искусства и гражданственности, понимания необходимости усвоения новых знаний на уроке. Учитель в ответе за каждого ученика. Я глубоко убежден: надо уметь находить хорошее в любом из них, даже самом «безнадежном», и опираясь на это в наших воспитательных усилиях, чутко и мудро поддерживать детей в поиске самих себя, знаний, помогая определит верные жизненные ориентиры. Помочь детям в нелегкой работе самопознания и самообразования, открыть перспективу их человеческого и профессионального роста, научить трудиться умом и душой – долг и первое дело педагога, а также первоочередным критерием оценки деятельности учителя.